Цветовая схема: C C
Размер шрифта A A A
Изображения:
  • 443016 г. Самара, ул. Нагорная, д. 78
  • Регистратура: 8-(846)-207-40-78;
          Приёмное отделение: 8-(846)-207-40-44;
          Секретарь: 8-(846)-207-40-30
  • 06008@mail.miac.samregion.ru

Повышение квалификации специалистов на рабочих местах на примере самарской психиатрической больницы

  • 18.05.2017

Кузнецова И.П., старшая медицинская сестра
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарская областная
психиатрическая больница»
443016 г. Самара, ул. Нагорная, д. 78

Аннотация. Непрерывное профессиональное образование является элементом этического долга каждого медицинского работника, поэтому в процессе обучения должны принимать участие все, кто предоставляет качественные медицинские услуги. Помимо реализации образовательных программ, повышения квалификации, необходимо разнообразить по форме и содержанию мероприятия, вовлекающие в процесс непрерывного профессионального развития специалистов здравоохранения всех уровней.

PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EXPERTS IN WORKPLACES ON THE EXAMPLE OF THE SAMARA LUNATIC ASYLUM
Kuznetsova I.P.

Современные тенденции развития здравоохранения предъявляют высокие требования к качеству профессионализма медицинского персонала и его готовности к развитию. Обязательное повышение квалификации проводится 1 раз в 5 лет, но это ограниченная возможность для самосовершенствования и обучения медицинских сестер [1]. Непрерывное профессиональное развитие дает возможность пополнять свои знания постоянно, делиться опытом, ведь всегда интересен опыт коллег, работающих в практическом здравоохранении в других регионах Российской Федерации.

Помимо реализации образовательных программ, повышения квалификации, необходимо разнообразить по форме и содержанию мероприятия, вовлекающие в процесс непрерывного профессионального развития специалистов здравоохранения всех уровней.

В рамках непрерывного профессионального образования в Самарской области проводятся конференции по всем специальностям. Опираясь на опыт нашей больницы, можно сказать, что количество участников обучающих семинаров с каждым годом увеличивается: 2012 г. — 24 %, 2013 г. — 27 %, 2014 г. — 35 %, 2015 г. —47 %. Мы провели анализ возрастного состава специалистов, участвующих в семинарах: молодые — 5 %, 25–30 лет — 2 %, 30–40 лет — 13 %, 40–60 лет — 27 %. А когда получили данные о присвоенных кредитных единицах в системе непрерывного профессионального развития, смогли сделать вывод, какие семинары были более интересными для наших сотрудников. Это конференции и семинары с привлечением психологов, специалистов здравоохранения с высшим медицинским образованием, которые готовят свои доклады на понятном для сестринского персонала языке.

Самарская психиатрическая больница — крупное лечебное учреждение в Поволжском регионе, в ее составе 26 лечебных отделений и два филиала в городах области Чапаевске и Новокуйбышевске. Специалистами психических учреждений осуществляется организационная, профилактическая, терапевтическая и реабилитационная помощь психически больным [2].

В целях повышения профессионального уровня персонала больницы, реализации основных направлений и задач концепции развития здравоохранения и медицинской
науки в Российской Федерации 29.03.2010 вышел приказ № 53 главного врача ГБУЗ СПБ «Об организации учебно-методического кабинета по организации работы с сестринским персоналом». Где стала проводиться аналитическая, информационная, обучающая и контролирующая деятельность.

Выпускников медицинских учреждений и специалистов, уже имеющих опыт в специальности «Сестринское дело», в нашей больнице всегда окружают заботой и вниманием, помогают адаптироваться к специфике нашей работы. После знакомства с историей больницы, с отделением, в котором они будут трудиться, мы проводим методику на выявление коммуникативных и организаторских склонностей (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участвовать в групповых мероприятиях, стремиться проявлять инициативу и т. д.). Проводим занятия «Вводный курс в специальность «Сестринское дело в психиатрии», а через месяц медицинские сестры проходят тестирование на определение уровня знаний по вводному курсу и проходят оценку психологической атмосферы адаптации в коллективе. Большое значение в воспитательной работе имеет наставничество. Очень важно, чтобы первый опыт работы в профессии прошел под руководством наставника с серьезными профессиональными знаниями и навыками, который пропагандирует поддержание стандартов, норм и моральных ценностей профессии.

С целью выявления слабых сторон у персонала больницы мы ежегодно проводим тестирование или аттестацию на рабочих местах специалистов по различным вопросам специальности. Для повышения профессиональных знаний сотрудников больницы проводятся мастер-классы (группы формируются по 10–15 человек); семинары (охвачено 15–30 % от общего числа сотрудников со средним медицинским образованием); общебольничные конференции (37–46 % специалистов). Учебный план составляется с указанием тем и занятий, сроков и мест их проведения, ответственных за эту работу лиц и утверждается заместителем главного врача по работе со средним и младшим медицинским персоналом. Учебные планы предусматривают вопросы этики и деонтологии, изучение технологий выполнения простых медицинских услуг, оказание неотложной помощи и др., систематически изучаются новые нормативные и методические материалы, происходит обмен опытом работы с медицинскими сестрами других подразделений. В результате проводимых в отделении занятий весь медперсонал взаимозаменяем.

Главной нашей задачей при подготовке сестринского персонала является обучение всем тонкостям работы в психиатрии. Ведь только хорошо подготовленный средний медицинский персонал, обладающий разносторонними знаниями в области оказания помощи пациентам, страдающим психическими расстройствами, может стать незаменимым партнером врачу [1].

Непрерывное профессиональное образование является элементом этического долга каждого медицинского работника, поэтому в процессе обучения должны принимать участие все, кто предоставляет качественные медицинские услуги. Благодаря внедрению системы непрерывного профессионального образования улучшается компетентность специалиста, а это: личные качества, хорошие знания по специальности, умение профессионально выполнять необходимые процедуры. Все это дает возможность усовершенствоваться медицинской сестре, принимать участие в конкурсах профессионального мастерства, в сестринских исследованиях и т. д.

Таким образом, результаты лечения пациентов напрямую зависят от качественной работы и профессиональных знаний и навыков медицинской сестры, поэтому непрерывное профессиональное образование нам просто необходимо. Следовательно это повышает роль медицинской сестры в системе здравоохранения и повышает престиж нашей профессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградов С. В. Материалы Российской конференции «Роль медицинской сестры в лечении пациентов, страдающих психическими заболеваниями». — Иваново, 2015. — С. 12, 27–28.
2. Дмитриев Т. Б., Краснов В. Н., Незнанов Н. Г., Семке В. Я., Тиганов А. С. Психиатрия — на-циональное руководство. — М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. — C. 24.